Лонгрид / Сквозь гипс к золоту
РУССКИЙ ИМПЕРСКИЙ СТАУТ
История о том, как мы лепили-лепили, да не вылепили.

В ноябре 2015 мы познакомились с ребятами из мастерской Капитель, и примерно тогда же мы размышляли на тему того, чтобы сделать какой-то необычный и интересный подарок друзьям и партнерам агентства.
Мастерская капитель это такое место в Нижнем Новгороде, где делают самую настоящую гипсовую лепнину для интерьеров. И не смотря на то, что парни привыкли работать с более крупными формами, они приняли наше предложение попробовать совместными усилиями сделать что-то интересное.

Изначально задача сформулировалась следующим образом: ограниченый тираж, всего 60-80 бутылок, для пущей важности бутылку берем черную матовую «шампань» 0,75 л. Рустам Аскаров по таком уникальному случаю специально для нас разливает Русский Имперский Стаут. Парни из капители за месяц с небольшим готовят гипсовый орнамент —ветка хмеля, оплетающая бутылку по спирали. Ну и вишенка на этом торте - этикетка от агентства Unblvbl.
На фотографиях выше результат, который мы увидели через несколько дней, после того как начали этот проект.

Это такой скульптурный скетч в глине. Сказать, что мы были удивлены — не сказать ничего. В первую очередь нас отпугивала масса, но впереди у нас еще предполагалось множество технологических этапов и мы надеялись на то что сможем вырулить в нужное нам русло.
Как делают гипсовую лепнину?
Как это должно было быть, и как это было на самом деле.
Эскиз
Этап эскиза пролетел очень быстро, буквально за один вечер. В то мгновение нам казалось что и мы и ребята из мастерской четко понимаем что хотим, и одинаково предстваляем конечный результат
Лепка в глине
На первоначальные эскизы в глине ушло порядка пары недель, чтобы довести их до того состояния, когда из них можно было делать переформовку.
Черновая отливка
Черновая отливка - это по сути тоже самое, что вы делали в глине, но уже в гипсе. На то, чтобы переформовать все дешевым силиконом и гипсом ушло от силы пару дней, правда растянутых на неделю.
Шлифовка
Суть данного этапа в том чтобы максимально "выдрочить" гипсовую модель, с которой в последствии будут сняты формы для производства тиража. Это оказался самый трудоемкий этап. Борьба скорости и перфекционизма.
Подготовка формы
На этот, казалось бы простой этап ушла еще неделя, потому что подготовка тиражных форм требует значительно больше усилий, чем переформовка в черновую отливку.
Отливка тиража
Это простой этап, который должен был стать предпоследним, но и с ним возникли проблемы. Основание на которое предназначалась лепнина, было не совсем прямым, что сильно затрудняло процесс и снижало скорость.
Монтаж на бутылках
Полноценно до этого этапа мы так и не дошли, но клеить гипс к стеклу тоже не простая задача, которую мы уже не стали решать.
В декабре, когда у всех нормальных людей подарки уже готовы, мы только получили черновую отливку. Дальше началась битва перфекционизма со скоростью.

В тот момент стаут был уже розлит по бутылкам, и они находилось в подвале в ожидании когда на них наденут праздничную ливрею. В тот момент Рустам пошутил о том, что может быть перенесем уже на следующий год?

Дело в том, что вышлифовка это тот самый момент, когда видны все недоделки, которые были допущены на этапе глиняной модели, видны все огрехи дешевого силикона, и много чего еще. Это кропотливая и скрупулезная работа, с которой мы встретили новый год, потому что у ребят в мастерской не нашлось ресурсов, что бы сделать ее самостоятельно, да и наши требования к окончательной модели были слишком высокими.

Очнулись мы, и остановились когда уже отгремел старый новый год, и стало ясно, что вышлифовка выполнена только на 60-70%.
После старого нового года мы поначалу забили на проект вовсе, а потом оглянувшись на проект, пожалели потраченные силы, и решили таки добить проект до конца.

В неспешном темпе дочистили модель и сделали формы, отлили тираж, собрали первую бутылку и начали думать над этикетом. На дворе было лето 2016 года.
Когда мы закончили с лепниной, появилась другая проблема. Мы крутили бутылку и не понимали куда и как разместить этикет, не то чтобы с информацией, а хотя бы с названием. Она казалась одновременно совершенной и совершенно не про дизайн.

Чем дольше мы об это думали, тем чаще в наших умах звучали слова "Декораторство", "Украшательство" и другие плохие слова, которые не прошли цензуру.
В конечном итоге, когда вернулась зима, и снова стал подкрадываться новый год, а стаут между делом набрал 11 месяцев выдержки, мы решили начать проект с чистого листа.

В этот раз мы взяли проверенного иллюстратора, поставили задачу и понеслось.
Идея с головой оленя пришла где-то между скетчами гербового орла, который по задумке держит хмель и солод в своих лапах.
Дальше к иллюстрации Паши Мельникова мы прибавили леттеринг от Кирилла Михайлова, и вся наша композиция наконец обрела смысл. Оставалось только немного припудрить ее информационной частью и запустить в печать.
Изначально мы собирались печатать изображение шелкухой, золотой краской по черной тонированной в массе бумаге. Тонированность в массе была очень важна. Нельзя было допустить чтобы белый цвете на срезе портил всю композицию.

Но пока мы искали шелкографию ребята из знакомой типографии предложили попробовать нам фольгирование, у них как раз оставался рулон золотой фольги. Мы попробовали и так получился тот самый Русский Имперский Стаут который многие видели, а некоторые даже подержали в руках.
В конечном итоге мы получили не совсем тот результат, который хотели. Но мы получили проект который смогли довести до конца.
Выводы которые мы сделали для себя
1
Перфекционизм не может победить
Битва между качеством результа, и скоростью его получения, всегда проиграна последней. Посколько всегда можно было сделать лучше.
2
Не стоит упираться в средства/инструмент
Иногда стоит на более ранних этапах пересмотреть весь проект целиком. Это касается не только гипсовой лепнины. Это может быть и про иллюстратора и про дизайнера решающего ту или иную задачу.
3
Но это не точно
Тем самым мы как бы намекаем что ни на что не претендуем и возможно еще не раз пересмотрим свои взгляды.
Большое спасибо всем за внимание, а мастерской "Капитель" и Рустаму Аскарову за время и терпение.