Лонгрид / Сквозь гипс к золоту
РУССКИЙ ИМПЕРСКИЙ СТАУТ
История о том, как мы лепили-лепили, да не вылепили.

В ноябре 2015 мы познакомились с ребятами из мастерской Капитель, и примерно тогда же мы размышляли на тему того, чтобы сделать какой-то необычный и интересный подарок друзьям и партнерам агентства.
Мастерская капитель это такое место в Нижнем Новгороде, где делают самую настоящую гипсовую лепнину для интерьеров. И не смотря на то, что парни привыкли работать с более крупными формами, они приняли наше предложение попробовать совместными усилиями сделать что-то интересное.

Изначально задача сформулировалась следующим образом: ограниченый тираж, всего 60-80 бутылок, для пущей важности бутылку берем черную матовую «шампань» 0,75 л. Рустам Аскаров по таком уникальному случаю специально для нас разливает Русский Имперский Стаут. Парни из капители за месяц с небольшим готовят гипсовый орнамент —ветка хмеля, оплетающая бутылку по спирали. Ну и вишенка на этом торте - этикетка от агентства Unblvbl.
На фотографиях выше результат, который мы увидели через несколько дней, после того как начали этот проект.

Это такой скульптурный скетч в глине. Сказать, что мы были удивлены — не сказать ничего. В первую очередь нас отпугивала масса, но впереди у нас еще предполагалось множество технологических этапов и мы надеялись на то что сможем вырулить в нужное нам русло.
Как делают гипсовую лепнину?
Как это должно было быть, и как это было на самом деле.
Эскиз
Этап эскиза пролетел очень быстро, буквально за один вечер. В то мгновение нам казалось что и мы и ребята из мастерской четко понимаем что хотим, и одинаково предстваляем конечный результат
Лепка в глине
На первоначальные эскизы в глине ушло порядка пары недель, чтобы довести их до того состояния, когда из них можно было делать переформовку.
Черновая отливка
Черновая отливка - это по сути тоже самое, что вы делали в глине, но уже в гипсе. На то, чтобы переформовать все дешевым силиконом и гипсом ушло от силы пару дней, правда растянутых на неделю.
Шлифовка
Суть данного этапа в том чтобы максимально "выдрочить" гипсовую модель, с которой в последствии будут сняты формы для производства тиража. Это оказался самый трудоемкий этап. Борьба скорости и перфекционизма.
Подготовка формы
На этот, казалось бы простой этап ушла еще неделя, потому что подготовка тиражных форм требует значительно больше усилий, чем переформовка в черновую отливку.
Отливка тиража
Это простой этап, который должен был стать предпоследним, но и с ним возникли проблемы. Основание на которое предназначалась лепнина, было не совсем прямым, что сильно затрудняло процесс и снижало скорость.
Монтаж на бутылках
Полноценно до этого этапа мы так и не дошли, но клеить гипс к стеклу тоже не простая задача, которую мы уже не стали решать.
В декабре, когда у всех нормальных людей подарки уже готовы, мы только получили черновую отливку. Дальше началась битва перфекционизма со скоростью.

В тот момент стаут был уже розлит по бутылкам, и они находилось в подвале в ожидании когда на них наденут праздничную ливрею. В тот момент Рустам пошутил о том, что может быть перенесем уже на следующий год?

Дело в том, что вышлифовка это тот самый момент, когда видны все недоделки, которые были допущены на этапе глиняной модели, видны все огрехи дешевого силикона, и много чего еще. Это кропотливая и скрупулезная работа, с которой мы встретили новый год, потому что у ребят в мастерской не нашлось ресурсов, что бы сделать ее самостоятельно, да и наши требования к окончательной модели были слишком высокими.

Очнулись мы, и остановились когда уже отгремел старый новый год, и стало ясно, что вышлифовка выполнена только на 60-70%.
После старого нового года мы поначалу забили на проект вовсе, а потом оглянувшись на проект, пожалели потраченные силы, и решили таки добить проект до конца.

В неспешном темпе дочистили модель и сделали формы, отлили тираж, собрали первую бутылку и начали думать над этикетом. На дворе было лето 2016 года.
Когда мы закончили с лепниной, появилась другая проблема. Мы крутили бутылку и не понимали куда и как разместить этикет, не то чтобы с информацией, а хотя бы с названием. Она казалась одновременно совершенной и совершенно не про дизайн.

Чем дольше мы об это думали, тем чаще в наших умах звучали слова "Декораторство", "Украшательство" и другие плохие слова, которые не прошли цензуру.
В конечном итоге, когда вернулась зима, и снова стал подкрадываться новый год, а стаут между делом набрал 11 месяцев выдержки, мы решили начать проект с чистого листа.

В этот раз мы взяли проверенного иллюстратора, поставили задачу и понеслось.
Идея с головой оленя пришла где-то между скетчами гербового орла, который по задумке держит хмель и солод в своих лапах.
Дальше к иллюстрации Паши Мельникова мы прибавили леттеринг от Кирилла Михайлова, и вся наша композиция наконец обрела смысл. Оставалось только немного припудрить ее информационной частью и запустить в печать.
Изначально мы собирались печатать изображение шелкухой, золотой краской по черной тонированной в массе бумаге. Тонированность в массе была очень важна. Нельзя было допустить чтобы белый цвете на срезе портил всю композицию.

Но пока мы искали шелкографию ребята из знакомой типографии предложили попробовать нам фольгирование, у них как раз оставался рулон золотой фольги. Мы попробовали и так получился тот самый Русский Имперский Стаут который многие видели, а некоторые даже подержали в руках.
В конечном итоге мы получили не совсем тот результат, который хотели. Но мы получили проект который смогли довести до конца.
Выводы которые мы сделали для себя
Перфекционизм не может победить
Битва между качеством результа, и скоростью его получения, всегда проиграна последней. Посколько всегда можно было сделать лучше.
Не стоит упираться в средства/инструмент
Иногда стоит на более ранних этапах пересмотреть весь проект целиком. Это касается не только гипсовой лепнины. Это может быть и про иллюстратора и про дизайнера решающего ту или иную задачу.
Но это не точно
Тем самым мы как бы намекаем что ни на что не претендуем и возможно еще не раз пересмотрим свои взгляды.
Большое спасибо всем за внимание, а мастерской "Капитель" и Рустаму Аскарову за время и терпение.